1. Недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей.
Причины: родители молодые, неопытные, несдержанные. Считают свое мнение единственно верным и при этом не знают возрастных особенностей детей. Не желают слушать. Уходят от проблем, делают вид, что все в порядке. Особая категория — материально обеспеченные родители, готовые платить другим, чем самим заниматься воспитанием детей. Упорное отстаивание своей точки зрения.
Пути преодоления:
— повышать психолого-педагогическую культуру родителей;
— каждый год на родительских собраниях в доступной форме разъяснять родителям, что дети должны уметь делать к концу года;
— давать родителям на дом литературу по интересующим их вопросам, либо на те темы, на которые им необходимо обратить внимание, по мнению педагога, обязательно беседовать по поводу прочитанного родителями материала;
— демонстрировать части занятий или режимных моментов, в которых родитель сможет увидеть своего ребенка;
— приглашать родителя в будний день для наблюдения за деятельностью ребенка в группе в течение дня;
— проводить индивидуальные беседы с родителями.
2. Недостаточная компетентность воспитателей.
Причины: набор личностных качеств, установок, мешающих конструктивному взаимодействию (неоправданное упорство, ригидность, грубость и пр.).
Молодой контингент педагогов не обладает достаточным опытом и знаниями. Отсутствие желания вникать в суть конфликтов, разбираться в спорных вопросах.
Пути преодоления:
— повышать личную мотивацию в профессии;
— проводить коммуникативные тренинги и участвовать в них;
— работать над собой, самосовершенствоваться.
3. Неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома и соответственно родителей о жизни ребенка в детском саду.
Причины: воспитателям доступна лишь та информация, которую дают родители, часть информации зачастую ими скрывается. Они мало интересуются жизнью ребенка в детском саду.
Пути преодоления:
— анкетировать родителей по проблеме удовлетворенности работой, набором образовательных услуг;
— проводить круглые столы, дни открытых дверей, чаепития, непринужденные беседы;
— давать задания на дом, доделывать дома совместно с детьми начатую в детском саду работу;
- поддерживать традиции в группе; организовывать кружковую деятельность, выставки, открытые просмотры занятий, театральные пятницы, отмечать благодарностью каждого родителя, дать ему почувствовать себя востребованным.
4. Отношение воспитателей к родителям как к объектам воспитания.
Причины: назидательный тон педагога и постоянные жалобы на поведение ребенка в детском саду.
Родители считают себя достаточно знающими своих собственных детей («как никто другой») и часто болезненно воспринимают критику и рекомендации своих амбиций.
Воспитатель не пытается учить родителя и показать свою компетентность, ему необходимо помочь ребенку, к чему он и призывает родителей. Пути преодоления: начинать диалог с позитивной информации и только потом переходить к проблеме, меньше жаловаться на ребенка; нести диалог таким образом, чтобы родитель сам предложил пути выхода из сложившейся ситуации, а педагог тактично скорректировал предложенные идеи («Каково Ваше мнение? Как Вы полагаете? Что Вы предлагаете?»).
5. Стремление воспитателей избегатъ «живого» общения, подменить его анкетированием, информационными стендами.
Причины: избегание общения несет недопонимание и ложные домыслы с обеих сторон. (Причинами могут быть: стеснение, отсутствие времени, нежелание давать негативную информацию о ребенке.)
Пути преодоления:
— вести кружковую деятельность, групповую работу с обязательным применением активных форм, проводить совместные занятия, творческие вечера, чаепития, неформальные встречи;
— вовлекать родителей, нежелающих принимать участие в жизни группы, в выполнение заданий по поручению родительского комитета, возлагать на них ответственность за определенную деятельность;
— проводить индивидуальные доверительные беседы;
— выявлять пожелания родителей и вовлекать их в создание условий для реализации идей по улучшению работы группы.
6. «Закрытость» дошкольного учреждения.
Причины: проводимые публичные отчеты, доклады относительно деятельности МДОУ не всегда ясны родителям, они избегают этой информации, так как недопонимают ее.
Пути преодоления:
— проводить встречи с родителями в интересных, нетрадиционных, непринужденных формах;
— создавать и поддерживать традиции в группе;
— личная мотивация педагога в проводимых в учреждении мероприятиях, «построение» последних перед родителями, повышение перед ними значимости деятельности учреждения